По волнам исторической памяти

 

По волнам исторической памяти

Перебирая списки ларьякцев, ушедших на фронт и не вернувшихся с Великой Отечественной войны, я думала о том, кто они, жители поселений Ларьякского района, как и чем жили, о чём думали и мечтали, к чему стремились…
Чтобы приоткрыть хоть какую-то часть почти вековой завесы истории, обратилась к ставшим для нас уникальным документам, хранящимся в архивном отделе города Нижневартовска.
В «Объяснительной записке к Оргплану проведения переписи населения в 1939 году» инспектор Фатеев даёт полную картину жизнедеятельности Ларьякского района, который относился к Остяко-Вогульскому округу. Привожу документ почти дословно, за исключением небольших правок и сокращений.
«Ларьякский район занимает территорию 8686948 га. В летний период сообщения райцентра Ларьяка с сельскими и национальными советами и другими населёнными пунктами весьма затруднительны. Только при полном разливе воды можно держать связь с сельнацсоветами на катерах, за исключением Толькинского нацсовета, который находится от райцентра на расстоянии 1000 км. Связь с ним можно иметь только в зимний период с ноября по апрель, а в остальное время года с этим нацсоветом никакой связи нет в связи с болотистой местностью.
Основной магистралью путей сообщения является река Вах и её притоки: Сабун, Пасол, Колек-Еган, по которым можно иметь сообщение на катерах, но при полном разливе рек.
Сообщение катерами по реке Пасол до Б-Ларьякского нацсовета – 80 км, по реке Колек-Еган до К-Еганского нацсовета – 500 км. По реке Вах до Ахтеурского нацсовета – 120 км. До Тарховского нацсовета – 400 км. Вампугольского нацсовета – 500 км, Корликовского нацсовета – 30 км. Такие нацсоветы, как Б-Ларьякский, Корликовский летом доступны только на лодках.
Передвижение в нацсоветах: Толь¬кинском, К-Еганском и Корликовском – исключительно на оленях, а по остальным на лошадях.
Основной отраслью хозяйства района является рыбная промышленность. Выполнение плана по рыбозаготовке составляло 1 миллион рублей.
Из объектов государственной промышленности в райцентре имеется рыбзавод, в функции которого входит переработка рыбы. Рыбзавод также имеет 19 приёмно-засолочных пунктов.
В экономике района охотопромысел по товарной продукции занимает второе место. Занято 609 охотников. Среди охотников развивается стахановское движение. Лучшие стахановцы промысла значительно перевыполнили свои планы. К числу таких видных людей можем отнести следующих товарищей: Иван Иванович Перемитин, который выполнил план на 286%.
К.Г. Прасин, Александр Васильевич Нестеров, Кузьма Иванович Яров, Алексей Николаевич Прасин, Алексей Иванович Каткалев, Виктор Иванович Ляксин.
Общая лесная площадь района 4 239 246 га. В районе занимаются лесозаготовками и вывозом леса.
Наряду с расширением посевной площади, на которой сеяли рожь озимую, пшеницу яровую, овёс, ячмень, выращивали картофель и другие овощи.
Колхозы района мало уделяли внимания вопросу животноводства, считая это направление второстепенным. Лошадей было около тысячи, крупного рогатого скота чуть более двух тысяч, овец более девятисот, свиней около ста. Поголовье скота взято из данных Рай ЗПО.
В районе в 1938 году имелось 13 начальных школ в деревнях Лекрысово, Былино, Вампугольск, Соснино, Мега, юртах Большетархово, Ахтеурье, Сабун, Корлики, Мегион, Колек-Еган, Большой Ларьяк, Толька. Из них 8 были национальными школами. В них обучалось 345 человек. В крупных сёлах Нижневартовское и Ларьяк работали неполно-средние школы, в них обучалось 355 детей. Всего школьная сеть состояла из 15 школ с охватом 733 учащихся. На 1940 год намечено было открыть дополнительно 2 школы. При школах имеются 9 интернатов. Учительского персонала в начальных школах достаточно, но для средних школ преподавателей не достаёт по предметам: русской истории и русскому языку. Были случаи в 1938-1939 учебном году, когда ОкрОНО командировало в Ларьякский район учителей из коренного населения Берёзовского района, которые совершенно не знали местного национального диалекта, и это стало причиной резкого снижения успеваемости учащихся. Учебников и тетрадей в школах было достаточно.
По состоянию на 1 января 1939 года в районе открыты 7 изб-читален, 2 библиотеки, книжный фонд которых составляет 6 130 штук, клуб и Красный Чум.
В районе насчитывается 6 точек почтовой связи при сельских советах, 1 радиоузел, 113 трансляционных точек, 8 эфирных установок. Телефонизирован только райцентр десятью номерами.
Корреспонденция от райцентра до сельских и национальных советов идёт 1-30 дней и столько же обратно. В зимний период доставка сокращается вдвое».
Последняя предвоенная Всесоюзная перепись населения проводилась с марта 1939 года.
В архиве сохранилась сводная ведомость по счётному участку в сельских местностях. Все данные действительны на 1 января 1940 года. В ведомости аккуратным каллиграфическим почерком внесены важные для потомков сведения о названии посёлков, деревень, юрт, числе жителей мужского и женского пола.
В 1940 году на семи территориях сельских советов Ларьякского района проживало 5050 человек. Ларьякский сельский совет, куда входили село Ларьяк и юрты Олений бор, Чехломей, Панас, Коток-Еган, Рыстошово, Люкпай, Пуг-Юг, Быстр-Протоко, насчитывал 1457 человек, из них коренных – 290. Мужчин призывного возраста от 16 до 50 лет проживало на этой территории 329 человек.
Самым большим по численности населения считался Нижневартовский сельский совет – 1501 житель, из них коренных – 18. Мужчин призывного возраста – 340 человек.
В соседнем Большетарховском проживало 546 человек, из них коренных – 156. Мужчин призывного возраста было 135 человек.
Охтеурский во всех документах значится как Ахтеурский сельский совет, на его территории проживал 451 человек, из них коренных – 163. Мужчин призывного возраста – 128 человек.
Вампугольский сельский совет насчитывал 393 человека, из них коренных – 176. Мужчин призывного возраста – 76 человек.
Колекёганский –158, из них коренных – 120. Мужчин призывного возраста – 43 человека.
Корликовский – 544, из них коренных – 440. Мужчин призывного возраста – 159 человек. Итак, на фронт в первые годы войны могло быть призвано 1210 человек. (По сведениям инспекции народного хозяйственного учёта, инспектор Фатеев).
Но в другом документе «Показатели Ларьякского района с 1931 по 1942 включительно» количественный состав населения района указан совершенно иной: в 1939 году здесь проживало 5403 человека, в 1940 году – 5670. Откуда взялись 620 человек? Может быть, в своём подробном отчёте инспектор Фатеев не учитывал репрессированных, которых именно в это время депортировали на Север, и они не значатся жителями района. В последующие военные годы от инспекторов и специалистов отдела кадров требовали пофамильные списки населения, чтобы направлять точное количество талонов на продукты. В числе сосланных в Ларьякский район больше всех было калмыков, на 1 января 1945 года их было 574 человека. Из них 212 мужчин и 362 женщины. В Книгу Памяти по Тюменской области вошли имена двух калмыков, ушедших на фронт из Ларьякского района и погибших на войне: Бамбур Дамбинович Нусханов, лейтенант, погиб 25 апреля 1944 года, похоронен в Крымской области, и Травай Ташхулуп, сержант, 1903 года рождения, погиб 1 февраля 1945 года, похоронен в Польше.
Похоронные извещения пришли в их семьи сюда, в район. Калмыки жили на Севере до 1954, когда через год после смерти Сталина им разрешили вернуться на родину.
Финнов, выселенных из-под Ленинграда на 1 января 1945 года, числилось 172 человека. В основном, конечно, женщины, мужчины тоже воевали. Были поляки, немцы, эстонцы, литовцы, но единицы…
Если в 1941 году за счёт репрессированных население района увеличилось до 5800 человек, то на 1 января 1942 года резко сократилось до 5 236 жителей. Причина, конечно, всем понятна – прошла первая мобилизация. Примерно 560 мужчин призывного возраста ушли на войну. На фронт уходили и в сорок втором, и сорок третьем, и сорок четвёртом, но самое большое количество было призвано именно в первый год войны.
В 1941 году в районе было 9 сельских советов, 8 из них национальных. Это соотношение сохранялось до конца войны. Число населённых пунктов с 43 в 1942 году сократилось до 37 в 1944 году. А к населённым пунктам относились и юрты, которых было немало. Но с уходом на войну мужчин – глав родов, осиротевшие семьи съезжались в более крупные поселения. Число колхозов тоже сократилось. До войны их было 31, в военные годы действовали только 27 колхозов. Вместе с тем ощутимо увеличиваются показатели по рыбозаготовкам: с 1307,5 тонн в 1941 году до 1964,7 тонн в 1942. Увеличиваются за первый год войны и площади посевных с 191,0 до 254,5 га.
Работали старики, женщины, дети, выполняя и перевыполняя все мыслимые и немыслимые планы по добыче и заготовке.
Продолжение следует…
Автор: Александра ГРЕБЕНЩИКОВА. Фото из архива редакции.