image013

Ильина Любовь Андреевна

 
 
Ильина Любовь Андреевна
image013
пгт. Излучинск
Труженик тыла, ветеран труда

Труженик тыла, ветеран труда

Родилась 2 апреля 1928 года в деревне Моревское (Варгашинский район Курганской области).
Семья: муж – Ильин Николай Дмитриевич,
Дочь – Галина Николаевна Белова, 59 лет
Сын – Сергей Николаевич Ильин, 62 года
Есть внучка, 2 внука, 1 правнучка и 3 правнука.
Любовь Андреевна окончила 4 класса, потом начала помогать по хозяйству родителям.
Брат окончил всего 1 класс.
Воспоминания о войне Ильиной Г.А.:
«Когда началась война мне было 16 лет.
Папа пастухом был, неграмотным. Он 11 лет коров колхозных пас. Голод. Еще дедушка с бабушкой по 90 лет были. На восстановление железнодорожных путей надо было бригадира. А брат – то неграмотный был (потому что проучился всего в 1-ом классе), но его заставили работать бригадиром. Он практику всю знает, а теорию нет. Восьмерку не умел писать! Как пример какой, звал меня: «Любка, давай, будешь писать!» Он говорил, а я пишу в декадку ему.
Брат пришел, а мы как раз с картошкой из деревни приехали. Дедушка ее в корыте мыл. Брат сказал: «Мама, поедем ко мне жить!» Поехали, корову запрягли (корова молодая была). Дорога была — тропинка длинной в 7 км. Вот он нас и перевез. Переехали мы в марте месяце, а в июне-июле 1942 года я пошла работать.
Какой случай вам больше всего запомнился?
Во время войны по-разному было. Снохе не понравилась, мы и уходили от них. Потом мастер пришел и сказал: «Если они не перейдут к тебе жить, на фронт поедешь». Мы обратно перешли. Папа приехал, стал конюхом. Хоть и хромой, но работал конюхом. Хлеб возили 10 км с мастерихой. Ну, а так на нашем участке ничего такого не случалось, аварии какие-нибудь. Только я в последний день с подругой (она старше меня была), путевым ходила. Подруга в день работала, а я в ночь пришла, в 12 дежурить. Подруга говорит: «Давай посидим. А то зимой встретимся, пойдем хоть в баню – посидим, погреемся». Холодно же было на улице: фуфайки худые, штаны рваные. Первые года не давали хорошую одежду, только б/у давали. Подруга: «Давай посидим!» Сроду мне этого не забыть! Любовь Андреевна: «Ну давай посидим. Поезд сейчас уже прошел, мы его встретили». Сели в бане, разговаривали. Тут я вижу и говорю: «Что-то светофор у меня не перекрывается, горит красный. Что-то случилось?!» Я пошла туда. У вагона ось обломилась, и он целый километр взбороздил. Правда, вагон не упал. Я додежурила до утра, и всё. А на завтра меня на переезд другой отправили, путевым. Так я домой утром и вечером по 6 км ходила. И путевым была, и переездным. Как капитальный ремонт, так меня обязательно брали – по-правильному пути ограждать. И я всегда стояла на сигналах.
Что вы помните о 9 мая 1945 года?
Мы на перегоне жили, какое там 9 мая встречать?! Ни салютов не видели. 7-8 семей в лесу, от одной станции 10 км и другой 10 км. Узнали мы сразу же! Машинисты едут, машут, свистят. А солдатики, которых мы пропускали 5 км/ч, даже спрыгивали с вагонов, письма – уголочки бросали. Чудили они, говорили: «Я тебя так люблю, ты мне тоже пошли открыточку». А сам старика какого-нибудь вышлет, но мы тоже так делали – старушек посылали.
А вы писали письма на фронт?
Нет, я не писала никому.
А вам приходили письма с фронта?
Нет, мы же на перегоне жили. Ни почты, ничего у нас не было. Мы даже газеты не получали.
Т.е. новости разные вы получали, только когда проезжали поезда?
Да – да, у нас работа была, и всё. Спишь – спишь, путевой застучал: «Степан Андреевич, я болею. Любка вставай, иди дежурь». Или опять «Степан Андреевич, кусок вылетел (из рельсов), я не знаю, что делать, нет бинта». Мы ведь как ремонтировали железнодорожные пути: где кусок от рельсов отходил, мы туда укладывали бинт, обматывали его стальным листом и болтом скрепляли. и поезда шли 5 км/ч. Никогда мы не задерживали долго поезда воинские. День и ночь они шли и шли, шли и шли. Туда воинские, оттуда – поезда с немцами. Везли в крытых полувагонах, наверное, на заводы, на Дальний восток.
Были ли у вас какие-нибудь случаи с немцами?
Мы же далёко от войны жили. Я дежурила, и пришла на обед. С обеда пошла, и как раз мне дорогу перегородил состав с немцами. 2 человека выпускают, бачок им ставят, наливают воду, и они затаскивали в вагон – они ведь тоже пьют.
Я так вот подумаю, сколько их везли, а ведь ни один оттуда домой не поехал. Тысячи и тысячи, вот сколько их было. Много немцев видели, ох, много. А свои-то молоденькие едут, свистят, радостные такие. 5 км/ч мы пропускали, взяли хлеба полбулки солдаты нам бросили, и мне прямо бровь разбили. Вот так было.
Худо было и хорошо было. Война кончилась, сразу, как шкура с нас слезла.
За свою работу вы что-нибудь получали?
Ну, а как же! Я получала зарплату и 600 грамм хлеба. А еще то рыбу привезут, то консервы, то молоко сухое или яйца сухие. Всё я получала. И получала я зарплаты – 450, а ведро картошки стоило – 500. И получалось у меня хлеб выкупить, и всё.
Как сейчас вы отмечаете этот день?
Обязательно хожу на парады и встречи, в «Камелию», или на концерт в «Арлекино».
Награждена медалями:
— «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
— «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»
— «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

111